вторник, 11 ноября 2014 г.

Аукционы. как они устроены.

Sotheby's устроил выставку ювелирных изделий (новости)









На континенте во многих странах, в частности во Франции эти отчисления производятся с продавца и носят регрессивный характер. До суммы продажи 50000 евро это 4%. От 50000, 01 до 200000е – 3%; 200000,01-350000е – 1%; 350000,01-500000е – 0.5%; всё, что свыше – 0,25%. Отчисления не производятся, если вещь продана ниже суммы 750 евро.


Часто отчисления по правам следования делаются автоматически, несмотря на то, что ваш лот под это не подходит, например, истёк срок самого права данного автора. Делается это умышленно или нет, сказать трудно. Если вы обратите внимание комиссара-призёра на это обстоятельство, деньги вам вернут, но далеко не все вообще знают что это такое.


Для тех, кто продаёт во Франции, не являясь при этом официальным коммерсантом в Европейском Союзе, начиная с суммы продажи, превышающей 5000 евро, придётся заплатить еще 5% - так называемоё превышение фактического поступления налога. Если вы не платите налогов в этой стране, можете оспаривать это отчисление, но только в фискальных инстанция, этюд с вас взыщет в любом случае.


Если вы захотите забрать ваш лот, уже включённый в каталог аукциона, до продажи это вам будет стоить 10-15% от резервной цены.


Иногда аукционисты предлагают вам на подпись договор, где внесены не все предстоящие затраты. В таком случае бывает неприятным сюрпризом послепродажный документ, где все эти расходы неожиданно для вас количественно перечисляются (вспомните перевозку гравюры за 200 евро) де-факто сводя к бессмыслице саму затею продажи вашей вещи.


Некоторые аукционисты в случае не продажи лота всё же предусматривают выплаты в свою пользу (так называемые издержки выкупа), которые составляют порядка 5% от резервной цены. В условия жёсткой конкуренции большинство аукционистов отказываются от этих выплат.


В целом можно отметить, что континентальные аукционисты, в частности Французские, в отличие от англо-саксонских в большинстве своём в случае не продажи ничего с продавца не берут, включая плату за хранение вашего лота. В Кристи или Сотби, например, с определённого дня эта плата стремительно растёт и если вы по тем или иным причинам задержались, то порой дешевле вашу вещь навсегда оставить этим ненасытным хищникам.


Пользуясь услугами, Мак Дугала, вы можете столкнуться с оригинальной практикой. Скажем вы договорились с ними, что часть затрат берёт на себя аукцион, допустим транспортировку. Сотрудник аукциона при заполнении формуляра от руки соответствующую графу Shipping оставляет пустой. Вы подписываете в двух экземплярах этот формуляр, он подписывает и отдаёт один из них вам.


По прошествии аукциона, предположим лот не продался, вы вдруг получаете к оплате счёт за транспортировку вашего лота. На вопрос, как же так, мы же договорились, что расходы по транспортировке за вами?


- Ничего подобного, - отвечают. Вот посмотрите, в графе Shipping все цифирки проставлены, внизу ваша подпись и дата.
- Но в моём же экземпляре эта графа пустая!
- Ничего не знаем, но картинку свою пока не заплатите, обратно не получите.


Помимо затрат и обозначения вашего статуса (коммерсант, не коммерсант) в договор вносятся условия получения денег от проданных лотов.


Обычно аукционы обязуются выплатить суммы от продаж через 35-45 дней от даты аукциона при условии оплаты лотов покупателем. Вот только действительно оплачено или нет, в большинстве случаев, вы не знаете. Недобросовестный аукционист, а как мы выяснили, явление это рядовое, способен и это обстоятельство обернуть себе на пользу.


Представьте себе, что в Лондоне, допустим на МакДугале, ваш лот продался по телефону, условно говоря, за 100000 фунтов, причём отношение фунта к доллару в то время составляло 1:2.


В положенное к оплате время владельцы аукциона вам говорят, что покупка не оплачена, но они делают всё возможное, что бы выбить деньги из покупателя. Месяц за месяцем вам сообщают, что процесс выбивания продолжается. Через полгода вам всё это надоедает, и вы просите вернуть ваш лот, на что вам отвечают, что это невозможно, ибо уже настала судебная стадия выбивания и без самого вещдока суд такие дела не рассматривает.


Ещё через несколько месяцев вы заявляете аукциону, что сами подадите в суд, если работа не будет возвращена. И тут вам гордо сообщают, что нашим юристам удалось-таки выбить должок, деньги переведут в ближайшее время.


За это время соотношение фунта к доллару становиться 1:1,4. Вы получаете за свой проданный лот не 200000 - %% долларов, а 140000 - %%.


Конечно, вы не знаете, как всё было на самом деле, но при такой непрозрачности вполне можете дать волю своей фантазии.


- Что мешало аукционисту всё время « работать » с вашими деньгами, учитывая его опыт банковского работника и биржевого игрока?


- Не искал ли он всё это время покупателя для выгодной перепродажи вашей работы?


- Не он ли сам тот не плативший покупатель?


Большинство англо-саксонских аукционов к договору с продавцом прилагают напечатанные петитом многостраничные приложения (у Бонамса аж 14 страниц!), описывающие « Условия (их) бизнеса ». Обычно никто их не читает, тем более на английском. А зря. Ознакомившись поподробнее, возможно, вы бы и воздержались от игры с этими монстрами агрессивного маркетинга. Стараниями их адвокатов эти условия составлены таким образом, что при необходимости юридической схватки у вас практически нет никаких шансов на выигрыш.


Чтобы где-то что-то купить, надо знать, что оно там продаётся. Как узнают об аукционах, и что на них будет продаваться?


Почти все современные аукционные дома имеют свои вэбсайты или пользуются услугами корпоративных интернет-представительств. На них они более или менее обстоятельно сообщают о предстоящих торгах. Обстоятельно – в первую очередь о специализированных, каталожных продажах.


Однако их такое огромное количество, что уследить за всеми, а тем более, полностью просмотреть содержимое предстоящих торгов невозможно.


Среди прочих услуг, аукционы предлагают посылать вам электронные уведомления по интересующей вас тематике, но, согласившись на этот сервис, вы рискуете получить не селекционированный поток информации, просматривать котрый, вылавливая там что-то для себя, тоже очень скоро надоедает. Что хуже, через некоторое время к вам начинает приходить спам и от непрошенных корреспондентов. То ли ваш адрес у аукциониста воруют, то ли его продают, но вам от этого не легче.


Если вы уже что-то покупали на определённом аукционе, то будьте уверены, он вам станет присылать все свои бумажные каталоги или плакетки и другие рекламные уведомления, включая приглашения на коктейли, а порой и завтраки-просмотры.


Французский холдинг Друо выпускает цветной иллюстрированный еженедельник «La Gazette de Drouot », а также издание « Le Moniteur des ventes ». Все комиссары-призёры Франции и зарубежные аукционисты имеют возможность размещать в них свою информацию о предстоящих торгах. Существует и электронная версия еженедельника.


Просмотр журнала « Ла Газет » даст вам более прицельную возможность выбора по интересующей вас тематике. При этом надо помнить, что вместе с вами его читает множество соперников и приобрести, анонсированную в журнале интересную вещь, без конкуренции вряд ли удастся.


Кроме того, в журнал попадают далеко не все сведения о продажах. Рекламное место на его страницах дорого. Помещать объявления о текущих аукционах, за редкими исключениями, не рентабельно.


Во Франции за год происходит более 25000 аукционов, и лишь малая их часть - каталогизированные продажи, которые обычно и рекламируются в « Ла Газет ».


Многие профессионалы рынка сотрудничают на определённых условиях с агентами, которые регулярно посещают предаукционые выставки в той или иной местности и сообщают информацию по интересующей заказчика тематике. Часто эти же агенты по поручению заказчика участвуют в торгах.


Некоторые торговцы имеют своих осведомителей и в аукционных конторах и в структурах публичных торгов. Например, в Друо – это каста комиссионеров. Процесс публичных торгов без них невозможен.


Сделаем шаг в сторону и поговорим об этом, на мой взгляд, интересном феномене.


Комиссионеры


Комиссионеры – по своей сути грузчики, такелажники, вспомогательные рабочие, стали носить это гордое имя после создания в 1834 году Союза комиссионеров отелей продаж, во французской аббревиатуре UCHV. Чтобы отличаться от банальных грузчиков они придумали себе униформу – черная куртка с красным воротником-стойкой с вышитым на нём « золотом » номером и чёрные штаны. Их так и прозвали « красные воротнички ».


С самого начала в этот союз набирались преимущественно выходцы из Савойи, в суровые альпийские зимы, искавшие заработков в Париже. Постепенно они сорганизовались в корпорацию, своего рода кооператив, состоящий исключительно из савояров.


В 1860 году Наполеон Третий даровал эмигрантам из Верхней и Нижней Савойи монополию на транспортные и такелажные работы на публичных торгах во Франции.


Число членов этой закрытой корпорации постоянно. В 1891 году их было 90, с 1920 по 2010-й – 110.


Новые член кооптируется при освобождении места по рекомендации уходящего, причём новичок приобретает номер и кличку предшественника (« Шарль 7-й », « Тита », « Видок», « Сивый »...). Кандидат в комиссионеры должен быть выходцем из Савойи, не иметь судимости, обладать правами водителя тяжёлого грузовика, возрастом желательно до тридцати.


Кандидат в течение трёх месяцев проходит стажировку, работая бок о бок с остальными членами под опекой своего поручителя. Всё это время он носит куртку с чёрным воротничком без номера и зовется « Le Bis », что-то вроде « дублёра ».


В конце третьего месяца 110 комиссионеров собираются и тайным голосованием решают судьбу « bis ». Если кандидат кооптирован, то он ещё три месяца совершенствуется в звании « чёрного воротничка », пока не выкупит (говорят, за 50000 евро) знаменитый красный воротничок у своего предшественника.


В этой корпорации нет никакой иерархии, дедовщины, штатного расписания с определённой зарплатой. В сообществе всё делится на 110 равных частей. Все решения принимаются всеобщим тайным голосованием.


Избираются на два года бригадиры, которые образуют бюро.


Все заработки сообщества вносятся в общую кассу и распределяются между членами равномерно в зависимости от количества рабочих дней каждого. Нерабочие дни и отпуск не оплачиваются.


Среди членов сообщества нет специализации работ. Каждый в свою очередь должен побывать, носильщиком, шефом команды, такелажником, укладчиком каждые четыре года. Каждый в течение года должен поработать шофёром.


Несколько постов не следуют ротации. Это управляющий, бригадиры, механик и два кладовщика, работающих в подвальных складах Друо.


Комиссионеры, они же владельцы залов Друо, занимают на тамошних торгах стратегическое положение на всех стадиях аукциона.


Красные воротнички своим транспортом доставляют лоты предстоящего аукциона от этюда в Отель Друо. Перемещают лоты в зал продажи и вместе с работниками этюда расставляют и развешивают предметы для предаукционной выставки. Постоянно присутствуют на выставке, отвечая на вопросы посетителей; принимают поручения от покупателей. После выставки перемещают вещи в подсобное помещение и готовят зал к продаже (расставляют сидения, устанавливают трибуну для ведущих аукцион, подключают оргтехнику). Во время аукциона представляют лоты и выдают, уже оплаченные. По окончании аукциона освобождают зал, перемещают оставшиеся лоты в этюд или складские помещения, помогают покупателям в погрузке крупногабаритных и тяжёлых предметов.


Лёгкой их работу никак не назовёшь. При официальной 35 часовой неделе у них она – 60-70 часов. Проведённый лет 7 назад аудит показал, что для нормальной работы, то, с чем справляются 110 комиссионеров, необходимо 300 человек.


Отель Друо открывается в 11 часов. Красные воротнички начинают работать с 7 часов, порой продолжают и ночью. Да и перетаскивать им чаще приходится крупногабаритные и тяжеловесные вещи, чем раритетные автографы и рукописи.


За год через продажи Друо проходит около миллиона объектов.


В прессе можно встретить красивые повествования о « воротничках » в духе романтической сказки. Этакое братство трудяг почти бессребреников, работающих по 15 часов в сутки за практически символическую зарплату в 4000 евро в месяц. Ну, почитай, коллектив коммунистического труда, оплот пролетарского сопротивления в чреве капиталистического капища мамоны.


Один комиссар-призёр в подхалимском раже заявил журналистам: « Я нахожу аморальным, что эти люди, которых мы каждодневно просим перевозить ценности в 100000 евро и выше, получают столь мизерную зарплату ».


Смешно. Как остроумно заметил Веллер, спирохета не может бороться с сифилисом.


Комиссар-призёр не зря публично выказывал свою лояльность коллективу воротничков. Аукционисты стараются с ними не ссорится, что называется себе дороже. Чтоб та самая ваза стотысячной стоимости вдруг « случайно » не разбилась или грузовик с лотами по дороге в Друо не сломался. Нечто подобное произошло 10 лет назад с одним комиссаром-призёром, подавшем жалобу на работу комиссионеров.


Официально считается, что воротнички вполне легально получают чаевые за мелкие услуги продавцам и покупателям, и тем немного скрашивают свою тяжёлую долю.


Некоторые их услуги действительно удобны и не дороги. Например, на выставке текущей продажи вы обнаружили интересную вещицу. Поскольку порядковых номеров на такой продаже нет, то вы можете просидеть на аукционе много часов в ожидании своего лота. Дайте комиссионеру на пару рюмок кальва (кальвадоса) и попросите его представить вещь в начале торгов, когда вы появитесь в зале продажи.


Часто в начале безкаталожных торгов, книги, посуду, разные безделушки, тряпки в навал продают в больших пластмассовых ящиках. Вам не нужны содержимое всего ящика и конкуренция за него профессиональных старьёвщиков. Вы просите комиссионера вытащить из кучи, скажем, книгу и представить её на торги. Оплата услуги после торгов, сумма на ваше усмотрение.


Ну, вот ещё пример. Обычно на текущих аукционах заявка на участие по телефону этюдом не принимается. Вы можете попросить комиссионера либо связаться с вами во время торгов интересующего лота, либо указать сумму, до которой он может торговаться. В случае выигрыша лота вы уплатите ему 5-10% от цены из-под молотка. Если покупка не состоялась, вы ничего не должны.


Для воротничков это всё хоть и приятные, но мелочи. Посмотрим теперь другие, « настоящие услуги ».


Скажем, воротничок Сивый постоянно сотрудничает с Жаном-Люком, владельцем бутика старинной мебели на северном блошином рынке Сент-Уэн.


Сивому поручено вывезти из квартиры почившего в бозе Пьера Мартена имущество на принудительный аукцион. Сивый сообщает Жану–Люку, что среди вещичек новопреставленного имеется интересный комодик.


По дороге на аукцион Сивый встречается с Жаном-Люком, который сразу определяет, что « комодик » подписное произведение мастера N славной эпохи Людовика 15-го. Рыночная стоимость вещицы 100000 евро, а то и больше. Во время оставшегося отрезка пути до аукциона у комода таинственным образом исчезают: вся оригинальная фурнитура, две-три, а то и четыре ножки.


На аукционе Жан-Люк торгуется с такими же профессионалами, но побеждает, конечно, он, потому что в таком виде эта мебель оценивается торговцами максимум в 15000, а он даёт 16000, ибо все утраты уже у него в бутике.


После восстановления утрат и косметической реставрации, комод выставляется в бутике Жана-Люка за 150000 и быстро продаётся заезжему американскому коммерсанту за 120000. Чистый бенефис 100000 делится пополам.


При распродаже содержимого старинного родового замка неясным образом исчезают несколько предметов уникального сервиза 18-го века на 120 персон. В комплектном виде он оценивался в 500000. На торгах комиссионер Тита советует своему постоянному клиенту Иву, владельцу магазина коллекционного фарфора на улице Сент-Онэре всё же приобрести некомплект за 60-70000, что тот и делает.


Через полгода Ив на ярмарке в Маастрихте дискретно продаёт сервиз в полном комплекте за 800000. Сумма разделяется на части по договорённости к взаимоудовольствию.


Догадывались ли комиссары-призёры о причинах такой, мягко говоря, декомплектации ? Не то слово. Знали! Но молчали. А что вы можете сделать против монополии?


Как известно, польза от любой монополии только самой монополии. Так длилось долго и могло тянуться ещё дольше. Но святители мамоны начали наступать себе на хвост.


В 2003 году при перевозке воротничками вещей из квартиры покойного хирурга « исчез » целый ряд предметов: масло Курбе, рисунок Пикассо, три слитка золота, старинный китайский фарфор, какие-то античные безделушки.


Племянник и единственный наследник хирурга заявил о пропаже. Некий комиссар-призёр был назначен проверить систему транспортировки комиссионеров. Всё равно, что послать овцу проинспектировать волчьи охотничьие тропы. Ну, и соответствующий результат, разумеется.


Однако в феврале 2009 года картина Гюстава Курбе « Морской пейзаж с грозовым небом » была замечена Центром по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей. Двумя судьями с прокурорскими полномочиями было возбуждено серьёзное следствие. Прожектор юстиции был наведён на тёмную деятельность корыстного братства воротничков.


В ходе следствия у одного из них было обнаружено с десяток работ Рауля Дюфи и рисунки Кокто. Другой внезапно разбогател и купил кафе, продав две мебелюшки арт-деко, подписанных Эйлин Грэй за миллион евро. Третий обладал 9-ю квартирами в Париже. Четвёртый за 6 месяцев положил на свой банковский счёт 600000 евро. У матери другого обнаружили картины, мебель, дорогостоящие безделушки и кучу разнообразного серебра.


Большинство грузчиков UCHV предпочитали перемещаться на автомобилях класса люкс, выбирая марки Порш, Ауди или БМВ.


Следствие продолжается, все красные воротнички под наблюдением следователей: телефоны прослушиваются, идут обыски, опечатаны заполненные огромные складские помещения, арендуемые корпораций в окрестностях Парижа. Несколько человек уже взяты под стражу с формулировками « преступное сообщество » и « кража и сокрытие краденного организованной бандой ». Обвинение в сокрытии краденого предъявлено комиссару-призёру Эрику Кордону.


Другие могут уподобиться его судьбе, ибо во время следствия савояры необычайно разговорились. Закончим историю красных воротничков. Что-то вроде эпилога.


В июле 2010 года уже всё UCHV как юридическое лицо оказалось под следствием и юридическим контролем как преступный соучастник, которому особым распоряжением было запрещено осуществлять свою деятельность с 1 сентября 2010 года.


Долголетний гнойник организма Друо вскрылся как бы сам собой, позволив руководству холдинга без борьбы изменить его структуру.


21 сентября 2010 года в Друо вместо красных воротничков приступили к работе «голубые рубашки » из антрепризы Шеню, существующей с 1760 г. Её основатель Андре Шеню был королевским столяром Марии-Антуанетты, в обязанности которого входила упаковка и транспортировка белья королевской семьи.


Историческая ли приближённость к августейшим особам или другие соображения, но эта компания была выбрана Административным Советом холдинга на замену савоярам единодушно.


- Вы с мясом вырвали кусок из славной истории Друо! – донёсся возглас сочувствия к бедным альпийцам.
- А новый то цвет решительно холоднее, - наблюдательно и философски примолвил другой.


Вернёмся на дорожку аукционных покупок. Предположим, вы тем или иным способом узнали, что на каком-то аукционе будет продаваться интересующая вас вещь.


У вас есть несколько возможностей участвовать в покупке.



Ответ в рисунках

Аукционы. как они устроены.
Аукционы. как они устроены.
Аукционы. как они устроены.
Аукционы. как они устроены.