Катализаторы Автомобильные iradiodetali.ru
Зачем нужен катализатор в автомобиле
Как устроен катализатор • Wiki
• Катализатор автомобильный (в научной сфере он характеризуется термином каталитический конвертер) или нейтрализатор — это специальное устройство выхлопной системы, которое осуществляет снижение уровня токсичности отработанных выхлопных газов посредством восстановления азотных оксидов и применения полученного кислорода для полного сгорания образовавшегося угарного газа и не до конца прогоревших углеводородов. Другими словами говоря – это специальный фильтр, внутри которого отработанные выхлопные газы сгорают до уровня наименьшего вреда окружающей среде. Главное требование успешной функциональной работы катализатора - стехиометрическое соотношение топлива и кислорода.
Принцип работы катализатора
• Как правило, катализатор установлен на приёмной трубе или же сразу после неё. Внутри корпуса каталитического нейтрализатора расположена специальная керамическая сотовая конструкция: наличие сот объясняется необходимостью увеличения контактной площади отработанных выхлопных газов с поверхностью, на которой присутствует заранее нанесённый тонкий слой платиноиридиевого сплава. Не прогоревшие до конца остатки (CO,CH, NO) при прикосновении с поверхностью каталитического слоя, окисляются до конца кислородом, который также присутствует в составе выхлопных газов. В конечном итоге химической реакции выделяется тепло, при помощи происходит разогрев катализатора – таким образом, осуществляется окислительная реакция. В итоге выхлопные газы, покидающие исправно функционирующий катализатор в большинстве случаев содержат N2 и СО2.
Причины поломки катализатора
• Некачественное топливо является основной причиной выхода из строя. В этом сходятся многие специалисты. При попадании тетраэтилсвинца в катализатор, соты плавятся, забиваются – в результате проходимость выхлопных газов сводится к 0. В принципе, схожую ситуацию можно наблюдать и при закупорке сот сажей и продуктами не до конца сгоревшего машинного масла – однако в этом случае, данный процесс протекает гораздо быстрее. Катализатор крайне тяжело переносит этилированный бензин, который является практически смертельным для него. Далее в списке основных причин поломки катализатора идёт крайне неудовлетворительное состояние дорожного полотна. Соты катализатора выполнены из хрупкой керамики – по этой причине при сильном ударе или встряске они могут потрескаться и расколоться на мелкие частички. Если же это произошло, соты отходят от стенок катализатора, начинают крошиться и стремительно перемещаться вовнутрь корпуса, где собственно окончательно раскалываются и рассыпаются, разлетаясь по всей выхлопной системе автомобиля.
Признаки поломки катализатора
• Катализатор может «забиться» от продолжительного использования. В результате этого существенно уменьшается его способность пропускать сквозь себя выхлопные газы. Характерными признаками данного варианта развития событий выступают возникшее у водителя ощущение того, что его авто попросту не «тянет», заметно ухудшается динамика разгона и общей мощности авто, иногда может существенно варьироваться стрелка оборотов на холостом ходу.
• Катализатор уже разрушен – Вас тревожит нехарактерный для исправной машины звук - дребезжание рассыпавшихся на части керамических сот или же гудение пустого бачка. Данный вариант является наиболее критическим.
Помните
• Если у Вас установлен катализатор, то категорически запрещается эксплуатировать автомобиль на низкокачественном или низкооктановом или этилированном топливе, при повышенном расходе масла и бензина, при перебоях или неполадках в цепях зажигания, пытаться завести автомобиль посредством буксира или «с толкача», ставить машину на сухую траву или мусор, т.к. рабочая температура катализатора 800С, а неисправный раскаляется иногда «добела».