Русская карта II.Леннаучфильм, 2001
Люди посылают ракеты в космос не из простого любопытства.
Это нам нужно.
Для того, чтобы лучше изучить природу нашей Земли, понять ее историю, ее будущее, надо обязательно познакомиться с другими планетами. В первую очередь, конечно, с теми, которые к нам ближе.
Земля и соседние с ней планеты имеют, по-видимому, одинаковое происхождение и похожую историю. Но очень многое на них и совсем не так, как у нас. Поэтому необычайно интересно сравнить их с Землей.
На Земле, например, вода и воздух давно стерли все следы прошлого, изменили поверхность Земли до неузнаваемости.
А на Луне все сохраняется миллионы лет почти без изменения. И там можно сейчас увидеть следы событий, которые происходили в древнейшие времена.
Марс и Венера представляют для нас особый интерес. На этих планетах, вероятно, есть жизнь. Сравнивая ее с жизнью на Земле, мы разгадаем тайны развития растений и животных, которые нам трудно разгадать, сидя здесь, на своей планете.
Некоторые ученые считают, что история Венеры по сравнению с Землей задержалась, и Венера сейчас должна напоминать Землю, какой она была миллионы лет тому назад. Про Марс думают наоборот, что его развитие ушло вперед. Если это окажется действительно так, то на Венере мы сможем наглядно изучать свое прошлое, а на Марсе — свое будущее. Вы представляете, как интересно было бы увидеть своими глазами то, что происходило на Земле в древнейшие времена, когда жизнь на Земле только зарождалась или то, что может быть с Землей через миллионы лет?
Теперь вы понимаете, как важно для нас было бы изучать природу наших соседей не в телескоп, а «на месте»? А раз это нужно, значит, мы добьемся.
Если человек уже завоевал Антарктику на Земле, где ему пришлось выдержать без скафандров морозы свыше 80°, то уж он, конечно, выдержит в скафандре космический «жарохолод». Если человек выдержал невероятные перегрузки, летая на сверхскоростных реактивных самолетах, то он выдержит и все трудности полета в ракете. Если он научился запускать огромные спутники и космические ракеты, летающие до Луны и даже дальше, то уже никакого сомнения не может быть в том, что достижение планет — дело недалекого будущего.
Но само ничто не дается,.
Еще далеко не все задачи решены.
Нужно искать новые виды ракетного топлива, которые, сгорая в двигателях, развивали бы еще большую силу. Нужно искать более прочные материалы для камеры сгорания двигателей, чтобы они не прогорали от тех страшных температур, которые даст новое топливо. Нужно работать над атомными двигателями для ракет.
Нужно искать легкие и прочные материалы для постройки самих ракет, чтобы не тащить в космос лишнюю тяжесть.
Нужно совершенствовать аппаратуру для управления ракетами в полете, для связи с Землей.
Нужно конструировать легкие и прочные скафандры.
Нужно продумывать устройство кабин космических кораблей. Надо, чтобы там было удобно и работать, и отдыхать.
Решить все эти задачи могут только хорошие ученые и хорошие инженеры.
Многие из вас, наверное, хотят стать этими хорошими учеными и инженерами.
Но хороший инженер или ученый начинает с увлечения физикой и ручным трудом, с хорошей летающей модели самолета, с аккуратного ящика с инструментами, с большой книжной полки и горы бумаги, исчерченной фантастическими проектами. . .
Мало хотеть стать хорошим ученым или инженером, — надо с малых лет готовить себя к этой работе.
Константин Эдуардович Циолковский говорил:
«Человечество не останется вечно на Земле. Но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
Константин Эдуардович верил в безграничные силы трудового человечества. И он оказался прав. Мечта его осуществляется.
«За пределы атмосферы» человек проник еще в 1957 году, запустив первые спутники.
Сейчас он сделал и следующий шаг. Он приступил к изучению всего «околосолнечного пространства». Первая советская космическая ракета, запущенная 2 января 1959 года, стала первой искусственной планетой и движется вокруг Солнца.
Вторая советская космическая ракета 12—14 сентября 1959 года совершила первый межпланетный перелет, доставив с Земли на Луну вымпел Советского Союза.
С помощью третьей советской космической ракеты мы заглянули на скрытую от нас сторону Луны.
Изучение космоса пошло полным ходом. Оно включено в семилетний план развития нашей науки.
Ракеты-автоматы будут прокладывать человеку пути в межпланетное пространство.
С их помощью человек разведает Луну. . .
Разведает планеты Марс, Венеру. . .
Потом сам полетит к ним. . .
Одна за другой начнут раскрываться человеку тайны соседних миров.
А этих тайн так много! Тысячи, миллионы интереснейших книг будут написаны о том, что человек увидит на других планетах.
Потом наступит время первого полета к звездам.
Потом. . .
Разве можно даже кратко рассказать все, что будет совершать человек в космосе и что он увидит в нем!
Наступает время таких путешествий и таких открытий, перед которыми побледнеют путешествия самых великих путешественников и открытия самых великих ученых прошлого.
Надо стать участником этих путешествий, этих открытий!
И если, ребята, кто-нибудь из вас посвятит себя делу завоевания космоса, он не пожалеет.
Это трудное и опасное дело. Но такое интересное!